Опрос: 59% россиян никогда не слышали об инклюзивном образовании

Опубликовано: 08.09.2021 22:43

Какие страхи связаны с инклюзивным образованием и почему одной только толерантности недостаточно для создания среды равных возможностей.

Фото: скриншот трансляции

Заместитель руководителя практики региональных исследований и консультирования ВЦИОМ Анна Жирикова представила совместное социологическое исследование ВЦИОМ, фонда «Обнаженные сердца» и ассоциации «Аутизм — регионы» об отношении россиян к инклюзивному образованию.

Выяснилось, что 59% опрошенных впервые услышали об инклюзивном образовании при проведении опроса. Еще 16% затруднились ответить.

После разъяснения, что такое инклюзивное образование, 66% респондентов ответили, что относятся к такому подходу позитивно. Большинство ответивших положительно относятся к молодежи и к жителям небольших городов.

Фото: скриншот трансляции

Среди преимуществ инклюзивного подхода россияне называли социализацию детей с особенностями развития и повышение толерантности со стороны обычных детей. 

При этом 57% респондентов опасаются, что в процессе совместного обучения повышается риск возникновения конфликтов, агрессии и травли. Еще треть уверены, что при инклюзивном подходе снижается общий уровень обучения.

Эксперт фонда «Обнаженные сердца» и клинический психолог Татьяна Морозова уверена, что большинство страхов связано с подменой понятий, которая, к сожалению, имеет место в российской практике внедрения инклюзии.

«Инклюзия предполагает не только совместное обучение, но и создание равных возможностей, в том числе создание современных программ поддержки, — объясняет Морозова. — Если мы возьмем только первую часть определения — это будет интеграция, а это все равно что много детей забросить в один бассейн и смотреть, кто выплывет».

Руководитель департамента коммуникаций и связей со СМИ ассоциации «Аутизм — регионы» Екатерина Заломова утверждает, что для настоящей инклюзии одной доброты и толерантности недостаточно. Не менее важно, чтобы педагоги были обучены методикам работы с особенными детьми.

«Российский закон об инклюзивном образовании существует более десяти лет, но Минобр не спешит обучать педагогов работать с детьми с особенностями развития. Есть проверенные и эффективные методики, которые успешно используются во всем мире, но у нас они доступны только за большие деньги в коммерческих центрах. Пока не решится вопрос финансирования обучающих программ, никакой инклюзии быть не может», — говорит Заломова.

Полную трансляцию встречи можно посмотреть на сайте.

https://www.asi.org.ru/news/2021/08/30/opros-59-rossiyan-nikogda-ne-slyshali-ob-inklyuzivnom-obrazovanii/