Члены жюри конкурса бардовской песни: отзывы и напутствия

Опубликовано: 18.07.2016 10:52

В Сыктывкаре прошли два конкурса бардовской (авторской) песни среди людей с инвалидностью им. А.Лобановского: V республиканский и IV Межрегиональный. Идейный вдохновитель творческого состязания, его продюсер и члены жюри поделились впечатлениями об этом событии.

Председатель КРО ВОИ Маргарита Колпащикова на открытии V республиканского конкурса бардовской (авторской) песни среди людей с инвалидностью рассказала об огромной значимости конкурса в ее жизни:

– Я жду его целый год, можно сказать, живу в ожидании. Для меня это настолько счастливое событие! Уже трудно представить жизнь без этого конкурса – кажется, что он с нами давно, и как мы раньше без него жили? Очень хочется, чтобы он перерос свои рамки и стал не только для людей с инвалидностью, а для всех желающих!
Хотя и говорят, что пятерка – это полуюбилей, но я считаю пятилетие конкурса первым юбилеем. Поздравляю вас с этим, желаю побед, и пусть путь к пьедесталу для каждого из вас станет безбарьерной средой!

latest Nike release | Michigan Reveals New Air Jordan 5 PE University Blue 555088-134 Release Date - SBD

С Маргаритой Колпащиковой полностью согласна Лариса Рябышева – член Президиума Центрального Правления Всероссийского общества инвалидов, председатель Мурманской областной организации ВОИ. Лариса Ивановна также призналась, что весь год живет впечатлениями от минувшего конкурса и предвкушением новой встречи. «Вы все мне нравитесь заранее, и не важно, кто победит», – обратилась к участникам Лариса Ивановна. И дала им доброе напутствие:
– Немного обидно, что не всегда исполнители выбирают подходящую песню, это значительно снижает их шансы на победу. Песня должна совпадать с мироощущением исполнителя, «ложиться на душу». Когда Александр Люосев из Емвы спел «Ночной разговор» Булата Окуджавы – это было прекрасно! Но «Сгорая, плачут свечи» – вообще не его песня, как мне кажется. Ему бы спеть про виноградную косточку… Если закрыть глаза, кажется, что поет сам Булат Шалович. Или Светлана Фисенко из Жешарта. «Как долог день» - не её. Светлана – нежная, женственная, и песни ей подходят такие же.
Лариса Ивановна попросила конкурсантов тщательней выбирать себе репертуар к следующему году и открыла небольшой секрет: у конкурса исполнителей бардовской песни в будущем может появиться «дочка» – конкурс исполнителей романсов.
Как позже поведала Маргарита Колпащикова, Лариса Ивановна сама прекрасно поет, предпочитая именно романсы. А участник из Тулы Андрей Насонов, участвовавший в конкурсе в прошлом году, вдохновился опытом и организовал у себя аналогичное городское мероприятие. Так что, можно сказать, у наших конкурсов появился тульский «младший брат».

Москвич Леонид Сергеев – российский автор-исполнитель, член жюри Грушинского фестиваля, лауреат фестивалей авторской песни, член Союза журналистов России. На сыктывкарский конкурс второй год подряд он приезжает по пути из Америки. В этом году он за два месяца пребывания в Штатах и Канаде принял участие в четырех фестивалях и дал 23 сольных концерта! Хотя, по словам Леонида Александровича, это не предел: в 2005 году за 40 дней он выступил в 24 «сольниках»! В США огромная русская община, в каждом городе – Клуб самодеятельной песни, и русскоязычных зрителей хватает. Но залы на его концертах наполняют не только они – многие американцы приходят на «русский язык», приводят с собой детей.
Так что мэтру бардовской песни есть с чем сравнить сыктывкарскую публику. Он уверяет, что и климат у нас отличный, и люди замечательные: творческие, талантливые. Теплую погоду на все дни проведения конкурса он заранее обещал наколдовать, и она не подвела: было тепло и солнечно, даже ночной дождь накануне закрытия конкурса не смог изменить общего температурного фона. В день открытия республиканского состязания Леонид Сергеев дал небольшой сольный концерт. Как всегда – тепло, искренне, проникновенно.
Уже по ходу конкурса бард отметил:
– В этом году мы еще внимательнее смотрим на то, чтобы исполнители придерживались жанра бардовской песни. Есть много попсовых песен – в хорошем смысле, есть песни в народной стилистике – хорошие, но они для других конкурсов. А здесь совершенно точно люди ориентированы на то, чтобы петь именно авторскую песню. Большинство участников приехали сюда второй раз, я их слышал год назад. И порадовало, что у многих из них заметна работа над собой, они выросли. Например, Александр Дрыкин из Ухты за год проделал титаническую работу над собой: влез в жанр бардовской песни, заходил в интернет – напитывался. И в этом году предстал совсем другим и совершенно заслуженно получил диплом.
Этот конкурс, считаю – единственный в мировом масштабе. Он проходит в Сыктывкаре, потому что здесь есть человек, который все это придумал – Маргарита Михайловна Колпащикова. Она очень любит авторскую песню, прекрасно в ней разбирается. Если бы ее не было – не было бы этого конкурса ни здесь, ни где-либо еще. А вообще, люди с ограниченными возможностями есть во всем мире. И я знаю довольно много таких – русскоязычных – в Америке, Германии, Франции. Если бы у них была возможность, они бы с удовольствием сюда приехали, показали свое искусство и творчество. Так что, думаю, у этого конкурса есть большое будущее! Концерт на Театральной площади показал, что конкурс уже, на мой взгляд, перерастает свои рамки и становится фестивалем. А фестиваль – это массовое общение. Люди показывают свое творчество, общаются, взаимно питают друг друга – и это прекрасно. Думаю, что у этого конкурса будет развитие.

Второй год в жюри входит руководитель и режиссер театра безграничных возможностей «Жест», заслуженный работник культуры Надежда Назарова из Великого Новгорода. Много лет назад она основала театр для людей с ограниченными возможностями и по сей день руководит им. Поэтому хорошо знакома с творческим потенциалом таких самодеятельных артистов. Сравнивая своих подопечных и участников конкурса в Сыктывкаре, она не может сдержать эмоций:
– Я потрясена тягой к жизни, творчеству у тех, кто сюда приезжает! Иногда ребят, которые здоровы, нужно уговаривать чем-то заниматься. А этот народ сам стремится, потому что понимает, что так можно вырваться из замкнутого круга. Например, у меня в театре самые дисциплинированные – колясочники, в них я всегда уверена. Думаю, что такие люди обязательно должны служить примером для тех, кто сидит дома. Потому что у кого-то из них настолько велик страх, что их не поймут… А мои ребята и участники вашего конкурса доказывают, что нет различий между людьми, все равные. И недуг – это не повод избегать концертов, конкурсов. Надо приезжать, участвовать, и болезни будут немножко отступать.

Заслуженная артистка России и народная артистка Коми Ольга Сосновская – опытный судья. За годы творчества она состояла в жюри множества самых различных конкурсов и фестивалей, более 20-ти лет проводит собственное творческое состязание для юных вокалистов. Словом, повидала многое, да и в жюри этого конкурса состоит три года подряд. После подведения итогов обоих нынешних конкурсов она резюмирует:
– Выходя на сцену, конкурсанты как будто обнажаются. Они могут нас покорить только голосом, душой, исполнением. И некоторые трогали нас до слез, в том числе – мужчины. Когда я попала в жюри этого конкурса впервые, первый час мне было сложно, потому что до того я никогда не оценивала людей с инвалидностью. И, наверное, в тот момент я боролась с жалостью. А потом мне сказали: отбрось всё – неважно, с какими увечьями человек, или он на коляске выехал. Слушай только то, что он показывает, воспринимай его, как равного. И я восхищаюсь участниками – они просто потрясающие! Они бывают ярче, тоньше и выше в своих проявлениях, что в нашей равнодушной жизни очень ценно.
Участники конкурса за время его проведения, а особенно если они тут не впервые, становятся настоящими друзьями. Вечер накануне гала-концерта, когда мы объявили участникам результаты, получился просто чудесным, с необыкновенной аурой! Это было единое сплетение всех, что очень редко бывает. Эти нити невидимы, но они чувствуются. И энергетика тут сумасшедшая! Даже такие случаи бывали. Одна участница, которая только исполняла на конкурсе произведение автора-инвалида, в порыве сказала: «Я даже пожалела, что я не инвалид и сама не могу участвовать, потому что такое у вас братство!». Другая конкурсантка, тоже у нас не впервые, вообще выпалила: «Я счастлива, что стала инвалидом и попала к вам!». Эти слова вырвались у женщин от души. Потому что у этих участников нет такой жесткой конкуренции, как обычно, где каждый – за себя. Они настолько горячо поддерживают друг друга! Это дорогого стоит.

Самый опытный из судей – автор-исполнитель песен, поэт и журналист Владимир Гаранин (г.Казань). Он уже пятый год «жюрит», а в прошлом и нынешнем году председательствует в жюри. Владимир Александрович первым слышит всех участников, проводя все майские праздники за предварительным прослушиванием на первом отборочном туре. Он помнит все творческие состязания, начиная с самого первого.
– Приятно, что на конкурсах можно наблюдать разнообразие аккомпанемента: в этом году, кроме гитары, песни звучали под баян, гармонь, аккордеон, кто-то даже собирался петь под фортепиано. А в прошлом году участница из Воркуты аккомпанировала себе на арфе. И ее пример так вдохновил Андрея Насонова из Тулы, что в этом году он привез фонограмму, где играет японская арфа! Или Вера Пацалюк из Вологодской области – она поет в народном стиле и поэтому год назад не стала лауреатом. Сейчас она учла прошлый опыт и пела, хоть и в своей обычной манере, но в её минусовке прекрасно звучала гитара. Вера Николаевна стала лауреатом сразу в двух номинациях! Так что хочу обратиться к будущем участникам конкурса: шире используйте спектр музыкальных инструментов, ведь авторская песня – это не только звуки гитары.


А еще я бы хотел отметить, что конкурсов разных много, но там – оргвзносы, почти всё – за счет участников. А здесь они за свои средства только добираются, остальное же финансирует ВОИ, и это немаловажно. Налажен на конкурсе и трансфер: всех участников встречают, для них всё организовано, у них просто не остается бытовых проблем, можно сосредоточиться на творчестве. Да еще и премии выплачиваются победителям! Например, в межрегиональном конкурсе Гран-При составляет 35 тысяч рублей – заметная сумма! Одна участница так удивилась, узнав, что победителям положены денежные премии: «Я-то думала, что мы должны платить за участие в мероприятии, а тут, напротив, есть выплаты лауреатам!». Так что этот конкурс – он еще и доступный для участников.

Продюсер конкурса Владимир Юрковский на финальной встрече с участниками отметил, что происходящее – уже не просто конкурс, а настоящая творческая лаборатория. И на следующий год, возможно, в его рамках пройдут мастер-классы от членов жюри. А еще Владимир Иванович подчеркивает социальную значимость мероприятия:
– Цель, которую преследует конкурс – помочь именно людям с инвалидностью, которые вдруг оказываются в этой сложной ситуации. Ведь от несчастного случая или болезни не застрахован никто. Наверное, мы все знакомы с такими – они замыкаются, годами сидят в четырех стенах. Не могут выйти из дома, обретают комплексы. Но они очень талантливы. И неслучайно – именно бардовская песня. Потому что люди с такой судьбой начинают писать – музыку, стихи. Через это они пытаются выразить то, что приобрели вдруг, неожиданно. Конкурс помогает им и раскрыть свой талант, и снять комплексы. Ведь мы большинство из них сейчас слышим не впервые, – и с каждым разом они становятся свободнее, раскрепощеннее. Потому что нынешняя ситуация в России, связанная с доступной средой, просто катастрофическая. Эта тема сегодня актуальна и поднимается на самом высоком уровне. В этом направлении сейчас проводится большая работа, чтобы такие люди не чувствовали себя ущербными. И одна из целей конкурса – помочь людям приобрести свободу в общении с другими людьми. Люди с инвалидностью должны, наконец, почувствовать себя полноценными в своих возможностях и действиях. На это мы и работаем.